Сегодня

05 апреля 2020 года

          Свет    детства

Главная > Библиотека > Методическая литература > Организация игровой деятельности...

Организация игровой деятельности в вальдорфском детском саду

Дошкольный возраст – это единственное, уникальное в своём роде время. Это не подготовка к будущей жизни, а полноценная жизнь маленького человека. Задачей педагога вальдорфской группы является принятие любого ребёнка с благоговением и благодар-ностью. Идет важнейший период в жизни человека – бурный рост организма, формирование внутренних органов, развивается мышление и эмоциональная сфера, закладываются основы социальной адаптации ребёнка в обществе. Вальдорфский педагог содействует естественному и здоровому развитию ребенка, обогащению и укреплению душевного и телесного существа, детского сознания. Сознание детей до 7 лет образное, а не рассудочное. Абстрактные понятия, представления ещё отсутствуют, детское восприятие идёт не через разум, а через чувства и деятельность. Подражание – главный фактор развития детей дошкольного возраста. Ребёнок неосознанно подражает действиям, жестам, поступкам, настроению, эмоциям и многому другому. Понимая, что именно жизненно необходимо ребёнку в данный период детства, вальдорфский педагог пронизывает всю жизнь ребёнка в группе игрой и деятельностью. Ведь только в игре самое существенное в игровом и воспитательном отношении основывается как раз на том, что мы отбрасываем наши правила, педагогические и воспитательные искусства, и доверяем ребёнка его собственным силам. И что же делает ребёнок, оставляемый один на один со своими силами? Ребёнок испытывает в игре внешние предметы, пробуя, действует ли то или иное, благодаря его собственным усилиям. Тем самым ребёнок приводит в движение волю к действию, жизнью в игре ребёнок воспитывается совершенно иначе, нежели под воздействием личности воспитателя. Ребёнок познаёт мир опытом, а не рассудочным путём.

В ритме дня вальдорфской группы достаточное время уделяется организации сво-бодной игры детей. Свободная игра для ребёнка является столь же необходимой деятельностью, как любая работа – для взрослого. Суть игры – в свободе. Это значит, что ребёнок сам, без взрослого, вносит в свою игру «всё», что он видит в окружающем мире. Ребёнок живет в мире фантазии, творчества, грёз, и это чрезвычайно важный акт в его жизни, игра – это подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Педагог вальдорфской группы очень бережно относится к детской игре, не вторгаясь и не вырывая ребёнка из этого мира.

Вальдорфская педагогика получила свое название от сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» под Штутгартом, где в 1919 г. исследователем, философом и ученым Рудольфом Штейнером (1861—1925) был прочитан рабочим и служащим этой фабрики цикл лекций по вопросам педагогики. Общим желанием слушателей было дать своим детям новое воспитание, что послужило толчком к открытию в том же году школы при фабрике. Это была первая в мире «свободная Вальдорфская школа». Подготовку учителей и руководство школой взял на себя Р. Штейнер.

Основатель вальдорфской педагогики Р. Штейнер говорит: «Мы должны уметь себя поставить в то, что входит в суть игры, прямо на ту ступеньку, на которой стоит ребёнок. Тогда станет ясно, что ребёнок в своём органичном существе совершенно не обладает тем, что так любимо сейчас нашей цивилизацией: интеллектуальностью. Мы не имеем поэтому права вносить в детскую игру что-либо, в чем каким-то образом властвует интеллект. Мы должны вносить в игру только то, что не проходит мимо ребенка, что создает непосредст-венное, образное мышление».

У детей нет большего желания, чем подражать деятельности взрослых. Исходя из этого, мы стараемся не делать ничего такого, чему ребёнок не должен подражать. В группе ребёнок видит самые разные виды деятельности: подготовка к завтраку, уборка, помол зерна на ручной мельнице, варка варенья, выпечка хлеба, приготовление салатов и т. д. Всё это он берёт в свою игру, однако делает это без той цели, которая лежит в основе работы взрослого. Свою игру он связывает с тем, что выходит из его собственной фантазии. Во время свободной игры мы не даем детям ничего заранее приготовленного в законченном виде (игры «магазин», «больница», «парикмахерская»), но заготавливаем всё, что может потребоваться детям в игре, исходя из их фантазии. Например, в игре имеется больной и нужны носилки. Мы говорим: «Вот носилки», – указывая на скамейку. Ребенок удовлетворён и берет скамейку в игру. Этому способствуют также многочисленные игровые стойки, куски ткани, платки, дощечки, матрасы в чехлах, подушки, природные материалы и т. п., всё, что находится в комнате, предоставлено детям. С помощью фантазии детей всё это превращается в сложные конструкции, которые постоянно меняются и преображаются. Весь внутренний мир и все внутренние органы ребёнка приходят при этом в движение и тем самым правильно формируются. Например, Даниил (5 лет), в котором бурлит фантазия, обычно выливающаяся в безостановочный поток слов или в разбросанность мыслей, – в свободной игре конструирует: например, из стула и скамеек он делает снегоуборочную машину с ковшом и грейдером. Он объясняет всем, для чего ему это нужно и как это работает. Он следит, оглядываясь, не остаётся ли ещё снег после уборки, не нужно ли вер-нуться и проехать ещё раз. Тем самым мы видим, что фантазия в игре приводит к активному действию, формируя таким образом его волю, терпение, упорядоченность действий.

Свободная игра – это социальный процесс. В нашей группе находятся дети от трёх до семи лет. Это большая дружная семья. Поскольку младшие играют со старшими, то создаются различные группы, конкретные ситуации. Ребёнок проживает разнообразные бытовые сюжеты, бывает в самых разных ролях, тем самым накапливая социальный жизненный опыт.

Помимо свободной игры в ритме дня вальдорфской группы присутствует множество других игр. Это пальчиковые, жестовые, подвижные, хороводные игры. Это игры-ожидания, наборные игры, социальные, на развитие чувственной сферы, ориентировки на собственное тело, театральные игры с ряженьем, игры на коленочках и другие. Пальчико-вые игры проводятся либо утром, либо после прогулки, когда дети собираются в кружочек. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать благоприятно на внутренние органы ребёнка, рефлекторно с ними связанные. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную, усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребёнка. Действия детей в пальчиковых играх основаны на подражании взрослому.

Воспитатель не должен торопиться с быстрой сменой пальчиковых игр в ритме года ребенка, должен проводить их в медленном темпе, хорошо прорабатывая движения и проговаривая текст. В играх прорабатываются разные движения пальцев: повороты, сгибания, разгибания, сцепление, постукивание, растирание и другие. За многие годы работы в детском саду мною собрана библиотечка пальчиковых игр, любимых детьми. Отличие жестовой игры от пальчиковой заключается в том, чтобы выразительно и красиво показанной воспитателем, она даёт импульс возникновению в ребенке живого образа, стоящего за жестом, способствует развитию своеобразной внутренней, душевной подвижности.

Термином игры-ожидания обозначена группа игр с ярко выраженным социальным аспектом. Детям, участвующим в них, предоставляется возможность продемонстрировать свои социальные симпатии и предпочтения. Это очень хорошо для педагога, так как он может лучше понять социальную структуру группы, а значит, и иметь возможность повлиять на неё. Игры-ожидания помогают детям быстро и естественно познакомиться друг с другом, выучить все имена, быть внимательными, заботливыми. В этих играх много пения, ритма, они имеют обычно простой сюжет: необходимо угадать, кто спрятался под платочком («Синий домик»), передать колокольчик, называя чьё-то имя, угадать, в какой руке камушек и т. д. Сам термин «ожидание» предполагает, что кого-то или что-то нужно ждать. Ждём деток, которые ещё не разделись после прогулки, ждем сюрприза от игры «верёвочка» (у кого узелок?). Ждем что-то вкусненькое в игре «К нам пришёл Закрой глаза»... Среди игр-ожиданий много народных игр, таких, как «Лук, чеснок, малина», «Камень, ножницы, бумага», «Мы калачиком сидим»...

Есть в нашей группе игры, которые называются наборные (от слова «набираю»). Воспитатель каким-то образом хочет собрать около себя детей. Он не говорит: «Дети, подойдите ко мне! » Он начинает их собирать песенкой-игрой.Постепенно к педагогу подходят все дети и он может им что-то рассказать.

В играх на развитие чувственной сферы мы развиваем в дошкольном возрасте четыре чувства: равновесия, осязания, движения, жизни. Любимые игры детей этой направленности: «По городу гуляет царь», «Тыр-мыр-простодыр», «Идёт весёлый человек», «Коленочки», «Палочка-узнавалочка», «Рыбка прячется за камень», «Таня, ты сейчас в ле-су» и т. д.

Подвижные игры оказывают благотворное влияние на развитие физической, интеллектуальной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Важно и то, что в этих играх ребёнок реализует себя как социальное существо, учится сопереживанию, впитывает культурные традиции народов. Особенностью вальдорфского детского сада является в данном вопросе методика обучения и организации подвижных игр. Она основана на подражании детей воспитателю, начинающему игру. Важным условием, отличающим используемые в вальдорфском детском саду подвижные игры от просто спортивных, является их образный сюжет, а также отсутствие акцента на состязательность детей друг с другом. При выборе воспитателем вида игры приоритет принадлежит народным подвижным играм. Любимые игры детей: «Баба сеяла горох», «Колпачок», «Дома ли, кума, воробей?», «Двенадцать палочек» и др.

Особой популярностью среди детей пользуются «Игры на коленочках», когда воспитатель играет с ребёнком или старший ребёнок берёт на колени малыша. Цель этих игр: создание социального, телесного контакта, поднятие настроения у ребёнка. Примером таких игр могут служить: «По кочкам», «Бабка Петровна», «Пау-паучина», «Едут-едут офицеры», «Попарили Ваньку в баньке» и др.

Благодаря активной, свободной, творческой игре, занимают огромное место в жизни ребёнка, вальдорфской группы, наши дети идут в школу с большим желанием, наиграв-шись, с развитой фантазией. Они хотят и могут учиться очень успешно.

Вход

 

© 2010 – 2012
«Покрова»,
www.deti-pokrova.ru
Перепечатка материалов сайта разрешена
при условии указания гипертекстовой ссылки на источник информации
и соблюдения прав правообладателей.
Разработка сайта:
«Виртуальные технологии»
 

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.