Сегодня

30 сентября 2020 года

          Свет    детства

Главная > Библиотека > Методическая литература > Особенности свободной...

Особенности свободной творческой игры детей дошкольного возраста в условиях вальдорфского детского сада

Вальдорфская педагогика, или педагогика Рудольфа Штейнер распространена сего-дня по всему миру и развивается в России больше 10 лет. Основные её принципы по сути своей являются общечеловеческими принципами, отчего она и может жить на любой национальной и культурно почве. В данный момент в России работают около 70 вальдорф-ских детских садов и отдельных групп, что свидетельствует о положительной адаптации вальдорфской педагогики в условиях современного дошкольного образования.

В вальдорфском детском саду большое внимание уделяется свободно игре детей. Любой здоровый ребенок любит и умеет играть, более того – он нуждается в этом.

Для своих игр дети объединяются свободно друг с другом под влиянием собственных побуждений. Свободная игра дает детям возможность активно себя выразить. Выразить активно то, что они увидели, что они пережили Строится свободная игра на основе примера и подражания. Дети играют в те игры, в которые они уже играли с воспитателем, или обыгрывают свои прошлые впечатления.

Они разделяются на группы и входят и игру, следуя своим внутренним переживаниям. Кто-то играет в «Цирк», кто-то, увидев на прогулке грузовик, начинает его строить, кто-то играет в «Дочки-матери», кто-то, проехав в поезде, – в «Железную дорогу». Пережитое ребенком прежде становится предметом его игры. Он еще раз в форме игры перерабатывает свои впечатления, узнавая тем самым окружающий мир.

Играя, ребенок творчески осваивает свои впечатления. Он делает это силой фантазии. Но, если дети беспорядочно бегают по комнате, кричат, мешают друг другу, ни о какой творческой, опирающейся на фантазию игре не может быть и речи. Задача воспитателя – помочь каждому ребенку найти спою игру, свое место в игре, помочь детям полнее войти в игру. И очень важно, чтобы ничего не мешало игре. Воспитатель предоставляет детям нужные игровые материалы. Центральная же задача воспитателя – подавать детям пример, уверенно, спокойно и хорошо выполняя свою задачу за рабочим столом. Воспитателю важно понимать роль в детской жизни именно таких игр в отличие от тех, что организует по определенным правилам сам взрослый.

Материалами для свободной игры детей по Вальдорфской педагогике выступают их собственные впечатления, вынесенные из контактов с окружающим миром и, прежде всего, из наблюдений за деятельностью людей, в том числе за деятельностью воспитателей. Подчас вся свободная детская игра есть только подражание жизни окружающих ребенка взрослых.

В игре дети осваивают разные социальные роли, развивают свои социальные способности в целом, овладевают поведением, адекватным требованиям внешней среды. Типичные детские игры «Дочки-матери», «Больница», «Магазин», «Постройка дома», «По-ездка на поезде», целиком основанные на подражании взрослым, предоставляют ребенку возможность проживания многообразнейших социальных ситуаций.

Подражание в игре взрослой работе (приготовлению пищи, ухажи¬ванию за ребенком, лечению врачом больного, продаже продуктов в магазине, и т. д.) способствует появлению у детей тех качеств, которые позднее на самом деле понадобятся им в их взрослой жизни. Важнейшие из них: творческое отношение к делу, самоотдача, терпение. Для играющего ребенка не важен результат. Он живет в процессах, весь принадлежа игре, творит в ней как художник.

Велика роль свободной игры в развитии фантазии, всех творческих сил личности. В процессе свободной игры ребенок испытывает разнообразнейшие эмоции, вживается в различные образы. В игре естественным путем упражняется и совершенствуется речь, при этом младшие дети легко увеличивают свой словарный запас, общаясь с детьми старшего возраста.

В вальдорфском детском саду свободная игра является важнейшим, необходимым элементом в ритме дня. Детям должна предоставляться ежедневная возможность свободно, по своему желанию играть в течение одного-полутора часов. Роль воспитателя заключается в создании благоприятных условий для деятельной и творческой игры детей и поддержания положительной социальной атмосферы в группе.

Вход

 

© 2010 – 2012
«Покрова»,
www.deti-pokrova.ru
Перепечатка материалов сайта разрешена
при условии указания гипертекстовой ссылки на источник информации
и соблюдения прав правообладателей.
Разработка сайта:
«Виртуальные технологии»
 

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.