Сегодня

02 апреля 2020 года

          Свет    детства

Разновозрастная группа

В движении ролей и возрастов

Вальдорфская разновозрастная группа похожая на большую дружную семью. В ней есть старшие дети «предшкольного» возраста и малыши трех с половиной – че­тырех лет. Как в настоящей семье, здесь все в движении, в развитии; дети растут, меняются: старшие уходя г в школу, несмышленые ма­лыши постепенно становятся старшими в группе и уже сами опекают маленьких.

Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармо­нично переживает свое взросле­ние, как бы поднимаясь по сту­пенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год — сильным, умным, справедливым. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они главные помощники воспитателя, им разрешается то, что не разре­шено младшим. Кроме того, стар­шие дети знают много интерес­ных игр, умеют прыгать через скакалку, ловко кидать и ловить мяч, быстро бегать. Они могут прий­ти на помощь, успокоить и по­мирить малышей.

Со временем ре­бенок постепенно осваивает все эти сложные действия, как бы дорастает до них. Его роль в груп­пе меняется, ему начинают доверять серьезные дела — например, порезать фрукты и овощи для обеда, помочь взрос­лим в починке де­ревянной мебели, организовать игру и т. п. Ребенок стано­вится «взрослым», теперь уже он сам помогает вос­питателю, он сам может прийти младшим на выручку. И это ощу­щение — что очень важно! — со­зревает в самом ребенке. Воспи­тателям не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребенок получает такой опыт, творчески повторяя действия стар­ших детей.

ПОМОЩНИКИ и ТРУЖЕНИКИ

Старшие дети — наши активные помощники в течение всего дня. Им уже можно давать конкретные за­дания и требовать их выполнения, Например, убрать игровое место после свободной игры. В принци­пе к этой уборке мы привлекаем всех детей, но по-разному. Малы­ши участвуют в уборке, подражая воспитателю. Допустим, я ставлю игрушку на место и приговариваю «Лошадка вернулась на свою полоч­ку, ей надо отдохнуть, а радом по­ставим тележку. А как там поживают наши котята — надо посмотреть. А где у нас живет – эта птичка?» Малыши охотно сопровождают меня и на первых порах только смотрят, как я расставляю игрушки по местам. Четырех-, пятилетних детей можно вовлечь в процесс уборки с помощью игры — сегод­ня они превращаются в трудолюбивых муравьев, завтра становятся шустрыми белочками, пчелами или веселыми кузнечиками и т. д.

Однако и те, и другие участву­ют в уборке только до тех пор, пока у них сохраняется интерес к самому процессу. А вот для стар­ших детей это работа, которую им надо довести до конца, и вос­питатель должен проконтролиро­вать это. Я всегда говорю старшим, довольна ли я их работой, а маленьких просто хвалю за усердие. Так старшие учатся быть снисхо­дительными к тем, кто младше и слабее их.

Воспитателям не нужно специально учить детей правильно вести себя. Ребенок получает такой опыт, творчески повторяя действия старших детей.

После прогулки старшие серви­руют стол к обеду: отсчитывают нужное количество столовых при­боров, наливают компот в чашки и аккуратно расставляют их. Ма­лыши с удовольствием помогают, но главным в этой работе назна­чается старший ребёнок, он отве­чает за подготовку к обеду.

КАК МЫ ИГРАЕМ

В течение дня есть такие пере­ходные моменты, когда нужно со­браться вместе, успокоиться – к примеру, после свободной игры и уборки, перед сказкой, после прогулки и т.п. В таких случаях очень по­могают небольшие игры: пальчиковые, жестовые, звуковые, игры-ожидания. И здесь старшие дети могут взять на себя роль ведущего. Важно подобрать, такие игры, которые интересны всем ребя­там, не зависимо от возраста. В такой: игре для каждого ребенка разновозрастной группы есть что – то привлекательное: для старших – ритм и содержание, для малышей – разнообразные движения.

И конечно, дети всех возрас­тов любят подвижные игры. Стар­шим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быст­рыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим.

В свободной игре младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кро­ме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль. Например, старшие устраи­вают для маленьких кукольный те­атр или сооружают парк с аттрак­ционами, куда можно пройти по купленным в кассе билетам. Или строят поезд и везут всех желаю­щих к морю, а малыши с радос­тью становятся пассажирами. В та­ких играх большие дети учатся за­ботиться о младших, приобрета­ют чувство ответственности за свои поступки. И это очень важно, осо­бенно для тих ребят, у которых нет младших сестер и братьев.

ИЗ ТРУСИШЕК В ХРАБРЕЦЫ

Хорошо то, что в разновозраст­ной группе у ребенка больше воз­можностей меняться и менять свой статус в группе детей. Даже если ребенок робок и слаб, насту­пает такой момент, когда он ста­новится старшим в группе. Он — на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он действи­тельно становиться помощником воспитателя, он помогает освоить­ся в группе новым детям. Иногда его просят организовать и провести небольшую игру. Вместе с вос­питателем он показывает куколь­ный спектакль всем детям. Так ребенок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми, что очень важно для будущего школьника.

Я вспоминаю одного робкого мальчика, который пришел к или два года назад, в четырехлетнем возрасте. Детей он боялся и об­щался только с воспитателями. Иг­рал он тоже только с воспитателя­ми, не отходя от нас ни на мину­ту. Если кто-то из детей неосторожно задевал его, он пугался и плакал. Мы старались помочь на­шему трусишке, осторожно вов­лекая его в игры с детьми – сна­чала с теми, кто младше его, а за­тем и с ровесниками. Сейчас ему шесть, и он один из старших в группе. Поведение его заметно изменилось теперь, он может при­думать и организовать интересную игру, вовлечь в нее других старших детей, он не боится быть в центре внимания, пропала его неуверен­ность в себе. Не думаю, чтобы в традиционной группе он так же успешно справился со своими проблемами.

Конечно, робота в разновозрастной группе требует от воспи­тателя повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка, то есть крайне серьёзной подготовки.

В такой группе собраны вместе дети трех, а иногда и четы­рех возрастных ступеней. При этом очень важно, чтоб в каждой возрастной подгруппе было достаточное количество детей (особенно это важно для старших). По этому разновозрастная группа не должна быть малочисленной – не менее двенадцати человек. Необходимо постоянное присутствие в группе двух воспитателей: один поддерживает игру малышей, выполняют текущую работу, привлекая к этому старших детей. Тогда в группе не будет скуки в ней поселяться тепло и радость.

Лариса Зарецкая, воспитатель, г. Москва

Вход

 

© 2010 – 2012
«Покрова»,
www.deti-pokrova.ru
Перепечатка материалов сайта разрешена
при условии указания гипертекстовой ссылки на источник информации
и соблюдения прав правообладателей.
Разработка сайта:
«Виртуальные технологии»
 

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.