Сегодня

29 сентября 2020 года

          Свет    детства

Главная > Библиотека > Статьи > Дом, где детям хорошо

"Дом, где детям хорошо" статья о Вальдорфском Детском Садике в журнале "Созвучие" №7/2008г.

Развитие ребенка в период раннего детства есть основа всего дальнейшего жизненного пути человека. Понимание этого накладывает на нас, взрослых, большую ответственность. Что есть соответствующее природе ребенка развитие и воспитание? Как организовать работу детского сада, чтобы развитие детей было полноценным и разносторонним – и в то же время радостным и естественным? Разные системы раннего развития отвечают на этот вопрос по-разному. На страницах нашего журнала мы попытаемся познакомить читателей с различными системами, применяемыми в отечественной педагогике. Этот цикл открывает статья, посвященная вальдорфской дошкольной педагогике.

Вальдорфский детский сад

Чем отличается вальдорфский детский сад от других детских учреждений? Как представляют вальдорфские педагоги главную суть своей работы? В чем их педагогическая философия? Что конкретно они делают, чтобы способствовать развитию заложенных в индивидуальности ребенка способностей и задатков? Помочь найти ответы на подобные вопросы нам согласились в Вальдорфском детском саду города Иркутска.

* Вальдорфская педагогика получила свое название от сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» под Штутгартом, где в 1919 г. исследователем, философом и ученым Рудольфом Штейнером (1861—1925) был прочитан рабочим и служащим этой фабрики цикл лекций по вопросам педагогики. Общим желанием слушателей было дать своим детям новое воспитание, что послужило толчком к открытию в том же году школы при фабрике. Это была первая в мире «свободная Вальдорфская школа». Подготовку учителей и руководство школой взял на себя Р. Штейнер.

Председатель Вальдорфского сада в городе Иркутске C. К. Меерович (фото):

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Ребенок — другой. Эти слова выдающегося итальянского педа­гога Марии Монтессори как нельзя лучше характеризуют отноше­ние гуманистической педагогики к ребенку и детству, которое сле­дует принять всерьез всем, имеющим дело с детьми, — педагогам и родителям. Важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для данного возраста. Упущенное или неправильно сформированное в этот возрастной период впоследствии трудно исправить, так как вся де­ятельность ребенка запечатлевается в телесных структурах, форми­рование которых постепенно завершается к периоду начала смены зубов, то есть на седьмом году жизни. С точки зрения вальдорфской педагогики, главная задача первого периода жизни человека — до 7 лет — построить свое физическое тело, сформировав правильно и полноценно работающие системы — т. е. обеспечить здоровье на всю последующую жизнь. Все жизненные силы ребенка в раннем детств направлены на это. Задача взрослых, окружающих его, — не мешать ему в этом. Чтобы не повредить здоровью ребенка, нужно не отвлекать его жизненные силы.

Из этого положения, которое теоретически признают многие, вальдорфская педагогика делает принципиальные выводы для практики: она отклоняет такие формы и способы работы с детьми и воздействия на детей, которые стремятся искусственно ускорить развитие. Такая позиция не означает, что вальдорфская педагогика против раннего развития, как это иногда неправильно понимают – и на деле никакой задержки интеллектуального развития у детей, посещающих вальдорфские детские сады, не происходит. Мы часто видим, как часто цели и способы обуче­ния, естественные и нормальные для более поздних возрастных пе­риодов, переносятся в детский сад. Это касается, прежде всего, раз­личных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению. Авторы этих программ и родители, желающие ускорить развитие своих детей путем таких программ, считают, что они способствуют успешности своего ребенка в будущей жизни. Вальдорфские педагоги не поощряют таких начинаний, считая такой подход неплодотворным и даже вредным. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего, психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое. Исходя из педагогических воззрений Р. Штейнера, основным законом развития ребенка от рождения до 7 лет является ПОДРАЖАНИЕ и пример. Если просто объяснять ребенку «делай так и так», то он не понимает, как надо делать Если он видит это действие и подражает ему — он понимает, что и как надо делать. У ребенка в этом возрасте преобладает образное мышление; абстрактно логическое он будет развивать в школьные годы. То есть, ребенок до 7 лет учится через подражание и воспитывается через пример.

Можно выделить следующие основные методико-дидактические принципы работы вальдорфского детского сада.

Общий принцип принцип природосообразности. Ребенок очень многому учится в период раннего детства, но учится по-своему, в соответствии со своей особой природой.

ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВАЛЬДОРФСКОГО ДЕТСКОГО САДА:

  • воспитание через подражание и пример;
  • культивирование многообразных форм игровой деятельности; вальдорфская «философия игрушки»;
  • ритм и повторение;
  • особая культура праздников года;
  • создание среды, способствующей развитию детей: художест­венно-эстетический общий фон помещения; организация простран­ства; создание уюта и теплого настроения в группе; богатый игровой
    материал;
  • занятия искусствами: живописью, рисованием, лепкой, музы­кой и пением,эвритмией;
  • разнообразная совместная деятельность детей и взрослых: ра­бота в домашнем хозяйстве; приготовление пищи; работа в саду; рукоделие («педагогика руки») и работа с природными материалами.

Ребенок – дитя природы

В условиях современного города об этом легко забыть – и связь с природой постепенно обрывается. Мы, взрослые, сами являющиеся частью природы, безнадежно от нее отдали­лись, отгородившись созданиями своего разума. К сожалению, в наших жилищах становится все меньше природного материала. Исчезают из обихода льняные занавески и скатерти, вместо них — эрзац. Деревянные полы (паркет), так нуж­ные для здоровья, заменены подделкой; бумажные обои покрываются виниловой пленкой, дерево столов — пластиком. Даже живые цветы вытеснены из квартир искусственными.

Как же маленькому ребенку (ведь первые годы его проходят в помещении) преодолеть эти искусственные препятствия, чтобы познакомиться с живым реальным миром? Конечно, эти достижения химии в быту красивы на вид и удобны, но в то же время они несут в себе холод, в них мало живого, они не дышат – а порой просто ядовиты. Этот эрзац сказывается и на ощущениях маленького ребенка, тормозя нормальное развитие важнейших чувств: осязания, зрения, обоняния, чувства тепла и т. д.

Если в доме есть маленькие дети, следовало бы постараться окружить их естественными, натуральными материалами — по крайней мере, в его комнате и уголке.

Из всех достижений осветительной техники наиболее близкой к природе остается лампа накаливания со своим теплым, ровным светом — потому что там нагревается до свечения природный материал — металл. Газовый свет (лампы дневного света и тому подобное) слишком холоден и далек от природы, поэтому утомляет глаза, и вибрации его вредны, особенно ребенку.

А говорящая, звучащая, показывающая техника, заполонившая квартиры? Для маленького ребенка это все – непонятные вещи: раздаются чужие голоса, неизвестно кому принадлежащие. Абстрактность чужда ребенку, она дезориентирует его, он чувствует себя неуютно, а громкая современная музыка с чуждыми ребенку грубыми ритмами приводит его к дисгармонии. Ведь самые нежные и тонкие чувства вырастают из тишины.

Ребенок нуждается в гармонирующем с его существом окружении, дающем ему здоровые импульсы для правильного развития. Их может дать ребенку, в том числе, близкая его природе музыка.

Ребенок и музыка

Музыкальный руководитель Вальдорфского детского сада Н.Г. Лямцева (фото):

В вальдорфском детском саду нет необходимости в отдельных музыкальных занятиях. Занятия музыкой и пением исходят из той же основной подражающее-впитывающей позиции ребенка. Дети легко и естественно выучивают песни и запоминают мелодии, которые в их присутствии исполняют взрослые. Музыка, пение – это часть нашей жизни. Песни пронизывают всю нашу жизнь в группе: песней мы начинаем день, песней его и заканчиваем. В ходе дня, а также в процессе выполнения различного рода занятий, как и во время многочисленных хороводов, есть много поводов и возможностей включить в них подходящую песенку или мелодию, исполняемую на лире, флейте или ксилофоне. Общая песня перед едой, песни ко дню рождения и праздникам года (вспомним рождественские колядки); утренние, вечерние, колыбельные, осенние, весенние и др. песни – в общем, музыкально-песенный элемент так же естественно пронизывает жизнь группы, как и другие повседневные виды деятельности. Все, что можно сказать – можно и спеть. Часто мы побуждаем ребенка к выполнению необходимых действий соответствующей попевочкой. Мы поем во время ручного труда – когда печем хлеб. Песенкой приглашаем собраться, пройти в комнату или начать одеваться на улицу.

Принципиальной является установка на живой голос и живую музыку. Магнитофоны и другие технические музыкальные средства исключаются. Не пользуемся мы и фортепиано. Детям подходят простые детские инструменты, которые рождают звук непосредственно у него на глазах: детская лира, колокольчики, ксилофон и металлофон, простые детские флейты, а также различные «шуршунчики», изготовленные из природных материалов. В основном, мы используем пентатонику, близкую природе ребенка – ведь здесь любые сочетания звуков являются гармоничными. На протяжении тысячелетий квинтовый строй был ведущим музыкальным строем человечества, отражая определенный этап развития человечества. В восточной музыке он до сих пор широко распространен. Он созвучен мироощущению ребенка, у которого еще не развито сильное чувство самосознания, отдельности от мира. Поэтому квинтовое музыкальное настроение благотворно, гармонизирующее действует на душу ребенка. В основе пентатонических песен, согласно указаниям Р.Штейнера, лежит звукоряд, состоящий из нот «ре», «ми», «соль», «ля» первой октавы и «ре» и «ми» второй. Нежелательно также ставить ребенка в тактовую зависомость – мелодия должна протекать свободно.

Помимо песен, у нас есть и специальное ежедневное занятие, называемое «музыкальный круг» или хоровод. Это литературно-музыкальная композиция, исполняемая в кругу и сопровождаемая движениями в соответствии с текстом. В хоровод могут входить песни, стихи, пальчиковые или подвижные игры, считалки и даже сказка. Будучи от рождения великолепными имитаторами, дети вовлекаются в любые движения, повторяя наши действия. Далеко не каждый ребенок сразу готов включиться в хоровод: встать в общий круг, взявшись за руки – это социальное упражнение. Хоровод обычно соответствует времени года или предстоящему празднику. В некоторых хороводах мы через песню и соответствующие движения раскрываем содержание основных видов человеческого труда. Бывают хороводы, связанные с жизнью разных животных, сказочных существ или с элементами природы.

Ребенок и телевизор

Дети, у которых отсутствует духовная пища в виде сказок, детских песен, свободных игр, общения с природой и здорового подражания, ищут душевную пищу в других вещах: в телевизоре, компьютерных играх, трансформерах, комиксах, а затем и боевиках. Ребенку, растущему в окружении постоянно звучащих радио, магнитофона, телевизора, наносится исключительно серьезный вред. Особенно вреден телевизор. Ребенку – через подражание – сразу хочется действовать. Включаются его воля, чувства, фантазии — и таким образом идет естественное развитие. Телевизор же, наоборот, отупляет ребенка, тормозит это развитие, ли­шает его воли. Маленький ребенок не может осуществлять свою естественную потребность подражать увиденному, ибо подражать мелькающим цветовым пят­нам, чему-то неживому — невозможно. Более же старшие дети после просмотра американских «мультиков» становятся агрессивными и несут в свою игру раз­рушение и жестокость. Некоторые из наших родителей, даже, казалось бы, по­нимая это, все-таки умудрялись показывать ребенку телевизор еще с раннего утра, до прихода в детский сад. Ребенок приходил в группу возбужденным, у него наблюдались неадекватные реакции, путаная речь, пустое выражение лица.

Если мы сажаем перед экраном ребенка, который хочет постигать реальный мир с помощью взрослого, то мы его обманываем. Происходящее на экране всегда вырва­но из общего потока реального мира, места действий произвольно соединены друг с другом, время действия произвольно укорочено. Ребенок сам не может отличить ил­люзию от жизни. Дети воспринимают все увиденное как действительность, они счи­тают, что видят правду. Именно таким образом телевизор замутняет его сознание.

Кроме того, постоянные просмотры телепередач вызывают привыкание полу­чать удовольствие и впечатления без всякого труда, то есть воспитывают леность. Телевизор гипнотизирует и действует как наркотик даже на взрослого — не то что на ребенка — и программирует мышление человека на долгие годы.

Что же делать с этим серьезным препятствием здоровому развитию ребенка?

Во-первых, тут важна твердая позиция родителей, которые не должны идти на поводу у детей. Во-вторых, есть много возможностей заняться с ребенком, который не должен оставаться праздным. Деятельная атмосфера — самая благо­приятная для его развития. В зависимости от возраста ребенок, если он правильно воспитывается, может играть самостоятельно, либо нужно дать ему возможность делать то, что делают родители: помогать по хозяйству, вместе чистить овощи, готовить, убирать квартиру, мыть, стирать, вместе мастерить и т. п. И это он будет делать с удовольствием, по своей способности подражать. Затем необходимо уде­лить время собственно ребенку: рассказать сказку, историю, спеть песенку, по­играть и т. д. Те родители наших детей, которые прониклись пониманием этой проблемы, нашли возможность ограничить просмотры телевизора по крайней мере до одной передачи — «Спокойной ночи, малыши».

Миронова Лариса

Вход

 

© 2010 – 2012
«Покрова»,
www.deti-pokrova.ru
Перепечатка материалов сайта разрешена
при условии указания гипертекстовой ссылки на источник информации
и соблюдения прав правообладателей.
Разработка сайта:
«Виртуальные технологии»
 

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.